Вдохновение 

«Маленькие женщины» Гервиг: Динамичная и сердечная экранизация феминистской классики

Ситуация, описанная в «Маленьких женщинах», совершенно чеховская — Гервиг, кстати, большая фанатка Чехова и сейчас участвует в спектакле по одной из его драм. Несмотря на то что сестёр Марч четыре, в новой экранизации фокус на трёх сёстрах, четвёртая же — эфемерная Бет — остаётся второстепенным персонажем, призраком, которого забирает преждевременная смерть. Отношения старших девочек с принимающей мамой Марми и желчной тётушкой Марч — базовая часть их «женского» воспитания: если первая отвечает за безусловную любовь, поддержку и принятие, то вторая — за коммуникацию с враждебным миром вокруг. Лора Дёрн в роли матери воплощает идиллическую заботу и домашний мир, в котором каждой дочери есть место и тепло, а тётушка Марч, которую играет Мерил Стрип, задаёт неудобные вопросы и гасит детский идеализм сестёр — как выясняется в фильме, к лучшему: большие надежды подрастающих девушек на то, что каждый получит по справедливости, разбиваются о её рационалистические комментарии о мире вокруг.

Джо, которую играет Сирша Ронан, — главный сорванец в семье. Ей нравится участвовать в домашних театральных постановках, писать, носиться по лесам и даже стричь волосы. Её не особенно занимают мужчины: в фантазиях она рисует себя человеком мира, а не девушкой на выданье — ей жизненно необходимо быть услышанной. Мег (Эмма Уотсон— её главный оппонент в книге, романтически настроенная барышня, которой больше всего хочется быть красивой и любимой. Но и в своём брачном выборе Мег остаётся верной ценностям Марч — она выбирает сердцем, а не по расчёту и соглашается на брак с бедным мужчиной, которого любит, хотя могла бы искать более выгодную партию. Споры Джо и Мег о личном счастье в классической интерпретации подавались как споры прогрессивного и консервативного мировоззрения, но Гервиг постулирует важный феминистский тезис: любое искреннее желание женщины, а не соответствие прогрессивным установкам — это и есть феминизм. И если для когото самореализация — это замужество и дети, это не делает конкретную девушку и её мечты меньше заслуживающими уважения.

Младшая Эми в «Маленьких женщинах» (она не изображена младшей в экранизации) — самый капризный и осуждаемый за эгоизм персонаж: её в классическом прочтении считают несносной, задирающей нос и бесконечно требующей большего. Гервиг же видит в Эми сильную и напористую девушку с амбициями, которая требует многого от себя и других и виновата только в том, что раньше и точнее остальных сестёр это формулирует. Куда тебе в Европу рисовать в эпоху Сезанна? Куда тебе получить одновременно и признание, и супружескую любовь? Не много ли ты хочешь для себя?

Британская актриса Флоренс Пью (обязательно посмотрите «Солнцестояние» и «Леди Макбет» с её участием) точно передаёт тип девушки, которую привыкли ставить на второй план и которая, по общему консенсусу, проигрывает сёстрам в воле, таланте и красоте. Исследуя Эми, Гервиг обратила внимание на её прагматичные реплики в романе о себе и окружающих. Она решает рискнуть жизнью за границей во Франции, питая надежды на карьеру художницы, сильно разочаровывается в себе и страдает от того, что чувствует себя «запасным вариантом» — для друга семьи Лори, которому пора жениться, матери и сестёр, легко распределивших роли. Эми, которую так легко обвинить в чванстве и вероломстве (одна из самых драматичных ситуаций в книге — Эми поджигает заметки Джо, то, чем она больше всего дорожит), — героиня с поломанной судьбой, которой труднее всего положить себя на определённую полку. И режиссёрская чуткость Гервиг в том, чтобы вытащить эту обиженную и решительную девочку на поверхность, уравнять её с положительными сёстрами Марч и снять с неё бремя паршивой овцы в благородном семействе.

Related posts

Leave a Comment