Как маски в инстаграме стали цифровым макияжем

По словам психолога, а также поведенческого терапевта, члена Association for contextual behavioral science (ACBS) и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП) Светланы Лысенко, многие пользуются фильтрами как средством самовыражения, но в то же время не воспринимают их слишком серьёзно. В таких случаях фильтры выполняют роль маски, с которой не так страшно рассказывать о себе, они позволяют чувствовать себя увереннее на момент записи сториз.

Но, к сожалению, у виртуального щита есть и обратный эффект — в том числе негативное влияние на представление о собственном теле и психическое здоровье в целом. В прессе этот феномен назвали «селфи-» или «снэпчат-дисморфией» — это значит, что человек настолько прочно ассоциирует себя с виртуальным образом, что даже готов прибегнуть к пластической хирургии. Очень показательна история Аники по прозвищу «королева Снэпчата»: женщина снимала по двадцать пять селфи в день, потому что ей нравилось, как фильтры выравнивали тон её лица и горбинку на носу. В реальной жизни она всегда старалась поворачиваться анфас, чтобы никто не видел её в профиль. Всё дошло до того, что она решила обратиться к пластическому хирургу с просьбой сделать ей ринопластику, взяв с собой фото из снэпчата в качестве референса. Аника стала не единственной жертвой фильтров — по данным исследования, опубликованного в журнале Current Psychology, женщины, проводящие много времени в соцсетях, как правило, наиболее склонны обращаться к косметическим процедурам. Признав эту проблему, в конце октября Instagram официально отказался от масок, имитирующих пластическую хирургию: основной причиной представители компании назвали «предотвращение негативного влияния на физическое и психическое здоровье пользователей».

«Пару месяцев назад я заигралась с фильтрами, после чего у меня появились большие проблемы с восприятием себя. Это были маски, сильно меняющие внешность, — ими пользовались даже сёстры Дженнер, которым, казалось бы, дополнительные изменения внешности точно не нужны, — рассказывает комиксистка и художница Маша Богатова. — После них, честно говоря, я даже не могла смотреть на своё отражение в зеркале, всё казалось таким ужасным. Удивительно, как быстро мы привыкаем к изменениям даже на уровне инстаграм-фильтров». По словам Маши, она долгое время снимала сториз только с фильтрами, а потом «выложила себя без цветочков на лице», и люди стали писать ей о том, что им странно воспринимать её без фильтров, так как они успели стать частью её виртуального образа.

Related posts

Leave a Comment