Дисклеймер о расизме: Как мультфильмы Disney проходят проверку временем

С другой стороны, когда мы смотрим на произведения в неизменном виде, это оставляет нам пространство для размышлений: мы видим, что изменилось за годы, как изменились наши взгляды и что в современном обществе становится неуместным. Более того, это помогает измерить прогресс: если шутка о весе, гендере или сексуальной ориентации кажется нам несмешной, значит, то, как мы смотрим на эти вопросы, изменилось.

Достаточно ли дисклеймера Disney+ для начала этого обсуждения — отдельный вопрос. С одной стороны, компания признаёт свою ответственность в том, что насаждает стереотипы. С другой — дисклеймер легко пропустить: родители могут, например, поставить детям любимый мультфильм, не заглядывая в его описание или не зачитывая его ребёнку. Кроме того, в дисклеймере нет указания на конкретную сцену — так что зрители должны сами понимать, что именно является «устаревшей культурной установкой». Это может быть не так просто, если зритель вырос в другом культурном контексте.

Наконец, дисклеймер касается только вопросов расизма, а не, например, сексистских стереотипов. Их в мультфильмах Disney тоже достаточно — от «Белоснежки», где главную героиню ценят в первую очередь за красоту, до «Спящей красавицы», где спящую героиню целуют, игнорируя вопросы согласия. Даже в феминистски заряженном «Холодном сердце» всё не так однозначно: 59 % реплик произносят мужские персонажи, хотя в центре мультфильма две героини.

Тем не менее начало непростому разговору о дискриминации в произведениях прошлого положено. Похожий формат некоторое время уже используют в Warner Bros.: в DVD-издании «Тома и Джерри», например, мультфильмы предваряет ролик с Вупи Голдберг, признающей заслуги мультфильма для развития анимации, но объясняющей, почему сегодня героиня-афроамериканка, прислуживающая в доме, где живут кот и мышь, не появилась бы в мейнстримовом мультфильме. Дисклеймер переместился и на диджитал-платформы. «Эти анимационные короткометражки — продукт своего времени. В некоторых из них есть предрассудки, связанные с этническим происхождением, которые раньше были очень распространены в американском обществе, — гласит он. — Это было неправильным тогда и остаётся неправильным сейчас. Хотя то, что вы увидите, не отражает взгляд Warner Bros. на современное общество, мы представляем эти анимационные короткометражки в том виде, в котором они были созданы. Действовать иначе — всё равно что утверждать, что этих предрассудков никогда не существовало».

Фотографии: Walt Disney

Related posts

Leave a Comment